ПЕСНЬ ШЕСТАЯ

 

Сына Бессмертного Бога пою я, великого в славе,
Кто ещё не был рождён, когда Всевышний Родитель
Трон Ему уготовил, и Кто родился вторично,
В плоть и кровь облечён, омытый водой Иордана,

 5

Что блестящей стопой, катя свои воды, несётся.
Я воспевая Того, Кто огня избежит и увидит
Первым Духа Господня, слетевшего в белой голубке.
Чистый цветок расцветёт, источники вод заструятся –
Людям окажут пути, укажет и торные тропы,
10 К небу ведущие: всех Он умным словом научит.
Будет к суду призывать, убеждать народ непослушный,
Смело славный Свой род от Отца Небесного выдав:
Будет ходить по волнам, людей избавлять от болезней,
Мёртвых поднимет и прочь отгонит тяжкие муки,
15 Всех из котомки одной Он досыта хлебом накормит.
Семя Давидово даст росток – в руке Его будет
Целый мир, и земля, и огромное небо, и море.
Молнией землю осветит, подобно тому как явился
Он впервые двоим, от общей плоти рождённым.
20 Будет всё так, когда миру ребёнок надежду подарит.
Только тебе одному злые беды, Содом, угрожают:
Ибо в безумии ты своего не узнал Господина,
К смертным пришедшего людям, Которого тернием колким
Ты увенчал, примешав к дерзновению чёрную злобу
25 В сердце своём, и сулит тебе это тяжкие муки.
О блаженное древо, на коем Бога распяли!
Не на земле пребывать тебе предстоит, а на небе,

Бог когда огненный взгляд обновлённый как молнию кинет.


Комментарии:

 

Самая короткая песнь. Композиционно и с точки зрения содержания она представляет собой гимн Христу. Многое в тексте восходит к Евангелиям, в том числе апокрифическим. В рукописях группы «омега» эта песнь является первой частью «девятой песни», с которой начинается текст данных рукописей.

 

3. Под вторым рождением Христа следует понимать крещение, принятое в Иордане от Иоанна Предтечи (Мф, 3, 13-17).

4 сл. Ср. VII, 66 сл.

6 сл. Текст существенно различается в трёх группах рукописей, но смысл его поясняется на основании данных апокрифических евангелий. Евангелие эбионитов (Епифаний, против ересей, 30, 13) прямо указывает на то, что Бог сделал Иисуса Своим Сыном в день крещения в Иордане; таким образом, крещению придаётся смысл рождества (как впоследствии у монофизитов). В другом евангелии (Юстин, Разговор с Трифоном, 88) говорится об огне, возникшем над Иорданом в момент крещения. Ср. также VII, 83 сл., где крещение Христа символизируют огонь и вода.

7. Лактанций, Бож. уст., IV, 15, 3.

8. Цит. у Лактанция, Бож. уст., IV, 13, 21. «Источники вод» - ср. Ис, 35, 7.

13-15. Цит. у Лактанция, Бож. уст., IV, 15, 25.

16. Ср. Ис, 4, 2; Иер, 23, 5; Мф, 1, 1 и др. Ср. в «Книгах» VII, 31.

18-20. Два варианта понимания (оба основываются на одном рукописном чтении – группы «фи» и «пси»). Первый: Бог в образе Мессии (Христа) сойдёт в блеске молнии на землю, как Он явился первым людям. Второй: люди увидят молнию, подобно тому, как первый раз молнию увидели Адам и Ева; это будет знаком рождения Христа (ср. Мф, 24, 27).

19. Ср. Быт, 2, 21.

21. Содом (букв. «земля Содомская») – Иудея, Иерусалим. Уподобление Иерусалима Содому характерно для Ветхозаветных пророков – ср. Ис, 1, 9; Иез, 16, 46. Ср. также Откр, 11, 8.

22-24. Цит. у Лактанция, Бож. уст., IV, 18, 20.

24. Ср. VIII, 303. Также Пс, 68, 22.

26-28. Созомен (Церковная история, II, 1), цитируя ст. 26, подтверждает этим, что чудотворная сущность креста, на котором был распят Христос, бла известна уже пророкам – и «с этим согласны даже эллины». Ещё Ориген передаёт насмешки Цельса (II в. по Р.Х.) над почитанием креста у христиан (Против Цельса, VI, 36).

27. Ср. апокрифическое евангелие от Петра 9, 2. Появление на небе огненного распятия должно служить знаком начала Страшного Суда – ср. Мф, 24, 30; также прим. к II, 188.

28. Имеется в виду, очевидно, Христос, как и в ст. 18-20 (см. прим.). Перевод по рукописному чтению; Ш. Александр, а за ним Геффкен читают эту строку иначе: «Когда Твой взгляд, Господи сверкнёт, как молния».

Hosted by uCoz