ПЕСНЬ ШЕСТАЯ
Сына Бессмертного Бога пою я, великого в славе, | |
Кто ещё не был рождён, когда Всевышний Родитель | |
Трон Ему уготовил, и Кто родился вторично, | |
В плоть и кровь облечён, омытый водой Иордана, | |
5 |
Что блестящей стопой, катя свои воды, несётся. |
Я воспевая Того, Кто огня избежит и увидит | |
Первым Духа Господня, слетевшего в белой голубке. | |
Чистый цветок расцветёт, источники вод заструятся – | |
Людям окажут пути, укажет и торные тропы, | |
10 | К небу ведущие: всех Он умным словом научит. |
Будет к суду призывать, убеждать народ непослушный, | |
Смело славный Свой род от Отца Небесного выдав: | |
Будет ходить по волнам, людей избавлять от болезней, | |
Мёртвых поднимет и прочь отгонит тяжкие муки, | |
15 | Всех из котомки одной Он досыта хлебом накормит. |
Семя Давидово даст росток – в руке Его будет | |
Целый мир, и земля, и огромное небо, и море. | |
Молнией землю осветит, подобно тому как явился | |
Он впервые двоим, от общей плоти рождённым. | |
20 | Будет всё так, когда миру ребёнок надежду подарит. |
Только тебе одному злые беды, Содом, угрожают: | |
Ибо в безумии ты своего не узнал Господина, | |
К смертным пришедшего людям, Которого тернием колким | |
Ты увенчал, примешав к дерзновению чёрную злобу | |
25 | В сердце своём, и сулит тебе это тяжкие муки. |
О блаженное древо, на коем Бога распяли! | |
Не на земле пребывать тебе предстоит, а на небе, | |
Бог когда огненный взгляд обновлённый как молнию кинет. |
Комментарии:
Самая короткая песнь. Композиционно и с точки зрения содержания она представляет собой гимн Христу. Многое в тексте восходит к Евангелиям, в том числе апокрифическим. В рукописях группы «омега» эта песнь является первой частью «девятой песни», с которой начинается текст данных рукописей.
3. Под вторым рождением Христа следует понимать крещение, принятое в Иордане от Иоанна Предтечи (Мф, 3, 13-17).
4 сл. Ср. VII, 66 сл.
6 сл. Текст существенно различается в трёх группах рукописей, но смысл его поясняется на основании данных апокрифических евангелий. Евангелие эбионитов (Епифаний, против ересей, 30, 13) прямо указывает на то, что Бог сделал Иисуса Своим Сыном в день крещения в Иордане; таким образом, крещению придаётся смысл рождества (как впоследствии у монофизитов). В другом евангелии (Юстин, Разговор с Трифоном, 88) говорится об огне, возникшем над Иорданом в момент крещения. Ср. также VII, 83 сл., где крещение Христа символизируют огонь и вода.
7. Лактанций, Бож. уст., IV, 15, 3.
8. Цит. у Лактанция, Бож. уст., IV, 13, 21. «Источники вод» - ср. Ис, 35, 7.
13-15. Цит. у Лактанция, Бож. уст., IV, 15, 25.
16. Ср. Ис, 4, 2; Иер, 23, 5; Мф, 1, 1 и др. Ср. в «Книгах» VII, 31.
18-20. Два варианта понимания (оба основываются на одном рукописном чтении – группы «фи» и «пси»). Первый: Бог в образе Мессии (Христа) сойдёт в блеске молнии на землю, как Он явился первым людям. Второй: люди увидят молнию, подобно тому, как первый раз молнию увидели Адам и Ева; это будет знаком рождения Христа (ср. Мф, 24, 27).
19. Ср. Быт, 2, 21.
21. Содом (букв. «земля Содомская») – Иудея, Иерусалим. Уподобление Иерусалима Содому характерно для Ветхозаветных пророков – ср. Ис, 1, 9; Иез, 16, 46. Ср. также Откр, 11, 8.
22-24. Цит. у Лактанция, Бож. уст., IV, 18, 20.
24. Ср. VIII, 303. Также Пс, 68, 22.
26-28. Созомен (Церковная история, II, 1), цитируя ст. 26, подтверждает этим, что чудотворная сущность креста, на котором был распят Христос, бла известна уже пророкам – и «с этим согласны даже эллины». Ещё Ориген передаёт насмешки Цельса (II в. по Р.Х.) над почитанием креста у христиан (Против Цельса, VI, 36).
27. Ср. апокрифическое евангелие от Петра 9, 2. Появление на небе огненного распятия должно служить знаком начала Страшного Суда – ср. Мф, 24, 30; также прим. к II, 188.
28. Имеется в виду, очевидно, Христос, как и в ст. 18-20 (см. прим.). Перевод по рукописному чтению; Ш. Александр, а за ним Геффкен читают эту строку иначе: «Когда Твой взгляд, Господи сверкнёт, как молния».